Пугать людей нынче модно. Причем пугать не в подворотне, подсвечивая лицо фонариком и корча страшные гримасы, а на большом экране с непременным объемным звуком, на книжных страницах или с компьютерных мониторов. За год выходит огромное количество всяких «хоррор»-триллеров, книг про ужасных монстров и, конечно же, игр, заставляющих сильнее вжиматься в кресло и в ужасе закрывать глаза. Но, к сожалению, такие чувства и реакцию могут вызвать лишь единицы: чтобы напугать по-настоящему, нужно не просто нарисовать чудище за углом и напустить вокруг непроглядную тьму, а пробудить к жизни что-то почти неосязаемое и нематериальное. Нужна атмосфера, ощущение безысходности и собственной слабости.
Сделать что-либо подобное невероятно трудно, каждая такая работа надолго запоминается. Последним истинным образчиком "хоррора" можно считать разве что Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. После него на горизонте ничего путного не появлялось и даже не ожидалось. Помощь пришла с той стороны, откуда совсем не ждали – именитый издатель Atari и студия Eden Games намереваются вернуть к жизни самый настоящий «столп» жанра, с которого все и начиналось – легендарную серию Alone in the Dark.
По страницам истории
Прежде чем приступить к пристальному изучению Alone in the Dark (именно так, цифра «V» в названии фигурировать не будет, а Near Death Investigation – это исключительно рабочий подзаголовок), имеет смысл вспомнить былые заслуги бренда. Оригинальный Alone in the Dark от студии I-Motion появился на свет в далеком 1992 году. Именно ему survival horror – приключения с примесью экшена, густо приправленные ужасного вида тварями – обязан своим рождением. Не будь «Одного в темноте», мы бы не увидели ни Resident Evil, ни Silent Hill, ни Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. А ведь разработчики в лице I-Motion помимо изобретения нового жанра, попутно придумали еще несколько вещей, также оказавших влияние на дальнейшее развитие игровой индустрии. Так, именно им пришло в голову использовать полигональную графику и создать трехмерных персонажей. Сама история разворачивалась в 1923 году – в роли частного детектива Эдварда Карнби мы отправлялись на совершенно рядовое задание по описи имущества в одном особняке, которое затем вылилось в расследование чертовщины, творящейся вокруг. Благодаря техническим находкам и, в большей степени, уникальной, ни с чем не сравнимой атмосфере, приключения Карнби полюбились игрокам и собрали вокруг себя впечатляющее количество фанатов.
Успех первой части спустя всего год повторила вторая, а в 1994-м - и третья. Затем последовал длинный перерыв, ничем хорошим не увенчавшийся: Alone in the Dark: The New Nightmare образца 2001 года была на порядок хуже своих собратьев. Новому разработчику - Crystal House - не удалось воплотить ту самую, единственную и неповторимую атмосферу страха и неизвестности, вдобавок, авторы перенесли абсолютно не изменившегося героя из века XX в начало XXI, не удосужившись толком объяснить, как вообще возможна такая временная аномалия. Ну а последний удар в спину (хотя прямого отношения к игровым проектам он не имеет) нанес трэш-мастер Уве Болл, снявший и запустивший в прокат одноименный фильм. О качестве картины говорить не приходится – его просто нет. В общем, на момент анонса новой части ситуация сложилась совсем печальная, и большинство поклонников отчаялось дождаться продолжения. Как выяснилось, совершенно напрасно.
Назад в будущее
Поначалу анонс нового Alone in the Dark серьезно насторожил фанатов. Больше всего вопросов вызывало имя разработчика. Мало кто верил, что повторить успех I-Motion возможно в принципе, а предыдущие работы Eden Games вообще поставили общественность в тупик. Дело в том, что до «Одного в темноте» у французов за плечами были только гонки - Need for Speed: Porsche Unleashed и Test Drive Unlimited. Однако отсутствие опыта в создании «хорроров» вовсе не стало преградой на пути к чему-то действительно новому и захватывающему. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать сейчас, если собрать всею имеющуюся информацию по Alone in the Dark 2008.
Прежде всего, сюжет. Авторы твердо решили игнорировать неудачную четвертую часть, а заодно третью и вторую. Их словно и не существовало, события стартуют после первой. Вернее, напрямую с ней связаны, само же действие развивается в Центральном парке Нью-Йорка в… наше время. Но не пугайтесь, если The New Nightmare перемещений по эпохам никак не объясняла, то поиск ответа на вопрос, как же Эдвард Карнби ни с того ни с сего проснулся в XXI веке, и есть одна из главных задач свежего Alone in the Dark. Второй, не менее важной миссией, является предотвращение апокалипсиса. Конец света разворачивается прямо в Нью-Йорке, все в том же Центральном парке. Вообще, вся история связана с этим странным местом. Незастроенный клочок земли в центре крупнейшего мегаполиса сегодня оценивается в астрономическую сумму, но вот почему он пустует и засажен деревьями, толком никто не знает. На данный момент в этом абзаце заключены все факты, касающиеся сюжета. Непонятно, будет ли Eden Games раскрывать карты до релиза или же сохранит интригу, но сама история обещает быть напряженной, со множеством сюрпризов на манер оригинала.
Специально для знатоков оного припасены различные упоминания и пересечения. Безусловно, фанаты в восторге, но остальные тоже не в накладе. Знание предыстории вовсе не обязательно, во всем можно разобраться по ходу. Весьма правильное решение: с одной стороны, ублажить фанатов, с другой – заинтересовать новичков. Тем более, их внимание к "Alone in the Dark: У последней черты" (название локализованной версии от «Акеллы») обещает быть нешуточным. Все по той причине, что нам опять грозят революцией. Да, сериал, когда-то породивший целый жанр, силами Eden Games вновь может совершить мини-переворот, доведя до совершенства некоторые аспекты нынешних игр.
В первую очередь это заметно в механике геймплея. Сама суть изменилась мало: Карнби время от времени встречаются жуткого вида монстры, и, чтобы пережить стычку с ними, нужно или уничтожить создание, или постараться унести ноги. А в перерывах между драками, как обычно, необходимо решать возникающие задачи. Но вот методы достижения той или иной цели поменялись основательно. Первый важный аспект – полная интерактивность окружения. Больше никакие оковы не удерживают вазу намертво приколоченной к столу, а телевизор – к тумбочке. Любой предмет можно взять в руки и так или иначе использовать. Второй фактор грядущего переворота - достоверная физика. Специально для разных веществ и предметов разработаны свои «модели поведения». Так, в игре имеется модель жидкостей, твердых тел, газов и даже электрических кабелей! В сумме это дает воистину потрясающий эффект – физическим законам подчиняется абсолютно все, окончательно стираются условности. Вспомните, если нам и удавалось в какой-нибудь игре проделать в бочке дыру, то в следующий момент на полу появлялась заранее заготовленная текстура воды. В Alone in the Dark жидкость вытекает согласно всем законам старика Ньютона. Постепенно образуется лужица, но какого размера, в какой стороне, и с каким напором будет фонтанировать вода, зависит исключительно от того, куда попала пуля, насколько прочной оказалась бочка, и как она была наполнена.
Провод после разрыва корректно упадет на землю, и если рядом оказался детектив, то «обрадует» Эдварда разрядом в несколько тысяч вольт. Можно поджечь занавески на окнах, после чего огонь перекинется на стоящую рядом мебель. Если шкаф в срочном порядке не потушить, то через некоторое время он обязательно развалится. И вот вырисовывается еще одна черта – полная разрушаемость. Все, что можно разбить, искромсать, сжечь или разорвать в настоящей жизни, легко подвергается таким же операциям и в игре.
Сведенные воедино интерактивность, достоверная физика и разрушаемость наполняют происходящее логикой. Возможность взаимодействовать со всеми предметами соединенная с достоверными свойствами позволяет действовать так же, как вы вели бы себя в жизни. Абсурдные ситуации, возникающие из-за определенной условности происходящего, просто-напросто исчезают. Сколько раз, играя в какой-нибудь шутер, мы вставали возле запертой на замок двери. Что приходилось делать? Искать обходные пути или ждать напарников, которые по мановению скрипта откроют проход. Что бы сделал человек в обычной жизни? Да просто разнес непокорную преграду очередью из автомата. В Alone in the Dark - все именно так: упершись в запертую дверь, Карнби достанет пистолет и снесет замок к чертям. Не оказалось под рукой огнестрельного оружия? Можно схватить огнетушитель и им вынести дверь с петель, можно выбить ее собственным телом, еще вариант – поджечь. Вырисовывается уйма возможностей, и при каждом новом прохождении вы вольны испробовать какой-нибудь новый вариант.
Намного интереснее становится, когда дело доходит до сражений. Каждый враг – создание исключительно опасное, медлить с ним не стоит. А способов упокоения тьма! Например, заманить противников на заранее подготовленную позицию. Перетащить шкафчик, затем разлить на полу кровь и струей довести до предполагаемого места засады. На прибежавшего в поисках добычи гада остается только уронить тяжелый предмет (тот самый шкаф). Другой вариант – измазать кого-нибудь из врагов в крови и с удовольствием наблюдать, как бывшие товарищи сами пожирают беднягу. Еще способ – облить монстра бензином, отойти на безопасное расстояние и метким выстрелом поджечь. Если создание пришло в компании с себе подобными, то своими метаниями оно гарантировано подожжет и их. По сути, все действительно ограничивается только фантазией пользователя и набором подручных средств.
Инвентарь теперь не бездонный, и Эдвард, в отличие от героев среднестатистических квестов, не может унести с собой полсупермаркета в кармане. Пистолет, липкая лента, бутылки с бензином, какой-нибудь нож и еще парочка предметов – вот и вся грузоподъемность. Между прочим, вещмешок – еще один повод для гордости Eden Games. При нажатии на отведенную кнопку появляется не привычное меню, а герой самолично распахивает полы своего пальто, где в кармашках лежат все вещи.
Эх, прокачу!
Несмотря на то, что Alone in the Dark вобрал в себя лучшие черты первой части, игра гармонично сочетает их с самими последними веяниями моды. Здесь нашла свое место даже «сериальность», правда, в несколько измененном виде. Весь проект поделен на небольшие эпизоды длительностью около 40 - 60 минут, то есть ждать или докупать что-либо отдельно не придется. Такая схема позволяет авторам увеличить напряженность и атмосферность событий, а также избежать моментов, когда история повисает в воздухе: следуя всем канонам телешоу, вроде Prison Break или Lost, каждый эпизод заканчивается кульминацией, а следующий начинается с краткого показа предыдущих событий. Помимо большого накала страстей, это новшество еще и позволяет пробовать игру маленькими порциями, что удобно при нехватке времени.
Другая, совсем уж необычная черта для Alone in the Dark – наличие автомобилей. Любой понравившийся агрегат можно завести (правда, если машина закрыта, то придется вначале взломать замок) и отправиться изучать окрестности. Учитывая предыдущие работы авторов, насчет реализации управления и поведения машин волноваться не стоит. Кроме того, любой транспорт – это еще и оружие. На высокой скорости легко раздавить врага или протаранить закрытые ворота. А если душа желает яркого зрелища, то припаркуйте машину возле места, где нужен проход, и выстрелите по бензобаку.
Ну, и, наконец, техническая реализация. Прежде всего, в проекте полностью воссоздана территория Центрального парка и прилегающих районов. Причем сделано это с точностью до 50 см, а все благодаря предыдущим наработкам Eden Games, позволяющим использовать при создании ландшафта различные планы, схемы и цифровые фотографии. Графика тоже на уровне: поддерживается огромное количество современных технологий, от названий которых уши сворачиваются. В конечном итоге, главная цель– это реалистичная картинка, и пока мы видим, что задача решается блестяще. Особое внимание уделено освещению. Горящий стул или факел в руках героя тут же становится источником света и отбрасывает честные тени на окружающие предметы.
В итоге вырисовывается более чем приятная картина: Alone in the Dark – это не просто переосмысление старых идей, а настоящее открытие для игроков, жаждущих новых решений. Невиданная физика и интерактивность в сочетании с уникальной механикой и захватывающим сюжетом выглядят впечатляюще. Если Eden Games удастся донести задуманное до финальной версии, ничего не расплескав по пути, то мы получим отменный самобытный "хоррор".
|